За пять лет на страницах побывало оглушительных скандалов, тихих разводов и шумных свадеб — громких событий и звучных имен легко наберется на целый дайджест. А вот о том, как за это время изменилась столичная тусовка, мы решили расспросить самую наблюдательную деятельницу света — телеведущую Ксению Собчак.
Раньше вас привлекала светская жизнь, теперь — баррикады. Устали? Не понимаю, почему одновременно нельзя отстаивать свою гражданскую позицию и интересоваться модой. Если мы говорим о нулевых, то для меня это была часть работы — такая же, как сегодня для Елены Перминовой и Мирославы Думы. Просто раньше было по-другому — не было блогеров, Instagram, Twitter, а были светские фотографы и отчеты с мероприятий на последних страницах журналов. Мне это нравилось, я была одинокая девушка, мне куда-то хотелось пойти вечером и одеться по тем временам и понятиям красиво и ярко. Я так построила свой имидж. Первую работу я получила именно поэтому — телепродюсер пролистывал журналы, увидел яркую девушку, ему понравилось, как я мыслю, мы поговорили, и он пригласил меня на работу. Меня никогда не привлекало пустое времяпрепровождение с шампанским, и я не была в этом замечена. Мне удивительно и обидно, что люди ассоциируют меня именно с подобным жанром.
Но танцующей на вечеринках вас видели не раз. Я правда очень хорошо танцую. Как у человека компанейского у меня есть масса совершенно бессмысленных опций — например, я прекрасно играю в бильярд, хотя у меня тройка по геометрии. В Санкт-Петербурге в 1997 году все играли в гостинице «Прибалтийская», там шла насыщенная светская жизнь, а мне хотелось общения. Потом наступило время боулинга. Это тоже был ад. Вообще не мое. Я люблю йогу, долгие марафонские прогулки — обожаю долгую монотонную работу, которая вводит в медитативное состояние. Я счастлива, по крайней мере, что в моде никогда не был волейбол, потому что тогда бы я точно умерла. Так вот — к вашему вопросу. Было время дискотек, я и научилась плясать. У меня случались молодые люди, которым это нравилось. А недавно поехала на Ибицу, муж говорит: «Пойдем в клуб». А я, представьте себе, хочу домой — читать книжку Шишкина и смотреть сериал «Игра престолов».
Самые выдающиеся события светской жизни на вашей памяти? Презентация фильма «Сибирский цирюльник», юбилей Кобзона, концерт Элтона Джона на сто человек в Питере, который устраивал Альфа-Банк. Британского певца, играющего на рояле в лучах заходящего солнца, я запомнила на всю жизнь. Все события, которые я перечисляю, — это не открытие парфюмерной секции и не презентация сумки Petek. Это всегда считалось позором — и тогда, и сейчас.
Что изменилось в светской жизни? Стало цениться то, что мне нравилось всегда, но было менее востребованным, — общение с интересными людьми. Потребность человека в общении не может измениться, меняется контент. Даже в интервью 2002 года я говорила про важность общения. Люди отошли от пошлых и поверхностных форматов. Сейчас актуальны домашние посиделки у Ремчуковых или большие застолья у Миранды Мирианашвили на даче. Я счастлива, что прошел культ дискотек. Нулевые — это культ First, «Осени», «Кабаре», и мне просто было некуда деваться, потому что все мои друзья обожали дискотеки.
Стала ли светская жизнь богаче? Наоборот. Сейчас доедают остатки с барского стола. Я, как мамонт тусовки, помню: приходишь в клуб First, а там за одним столом – форбс Махмудов, за другим — Прохоров, за третьим — Тарико, за четвертым — Потанин, Мамут, Абрамович. Сливки общества, короли мира, стол стоил десятки тысяч долларов. На эту тусовку слетались девушки и даже бизнес-партнеры, чтобы провести переговоры. И это была среда очень богатых людей, сравнимая с тем, что происходило в Нью-Йорке в расцвет «Студии 54». Сейчас всем этим людям, кроме Прохорова, надоел такой образ жизни — им неинтересно, столы перестали стоить таких денег. Потерялась аура, ради которой все туда ходили. Сегодняшняя светская жизнь – это выдуманная история для девушек, у которых много нарядов, но некуда их надеть. Вот и приходится придумывать для них мероприятия.
Что такое светское общество? Максимальная концентрация блистательных одаренных людей в одном нейтральном пространстве. Идеальная вечеринка — самые богатые бизнесмены, самые известные художники, самые интересные политики, самые популярные звезды шоу-бизнеса в одной объединяющей истории. Лучшие из лучших в своем сегменте, не тусовщики, имеющие коллекцию бриллиантов, часов и умеющие правильно микшировать мини-шорты с модным топом. Мне на это наплевать. Для меня это возможность прийти и обсудить с Николаем Усковым последние события культурной жизни, побеседовать с Прохоровым о «Гражданской платформе», пообщаться с Ириной Антоновой по поводу будущего Пушкинского музея и после этого поговорить с Мамутом о новых выступлениях на «Арт-Стрелке».
Случалось, что вы перебирали с алкоголем? Бывало, потому что я пью мало и плохо контролирую процесс. Да и что делать человеку на дискотеке, который дискотеку ненавидит? Хмуро напиваться и танцевать.
С кем бы вам хотелось пообщаться? За пятнадцать минут с Ларсом фон Триером я бы многое отдала. Это моя мечта.
С кем вы никогда не поздороваетесь? С подлецами, которые не могут нормально пережить то, что женщина их бросила, и еще долго-долго мстят. Например, с Сергеем Капковым.
Светская эволюция Ксении Собчак:
2005. На съемках «Дома-2». Квинтэссенция Ксении эпохи отчаянной попсы
2007. Ксения осваивает жанр поцелуя в прямом эфире. Спустя несколько лет они с Тиной станут врагами
2008. «Последний герой». Дочка либерала, как все звезды, на Первом
2010. Поцелуй иного рода — с писателем Михаилом Идовым, тогда еще не привыкшим к московским ритмам
2011. Именно Ксения приучила Сергея Капкова к культуре светской фотографии
2012. Игра в революцию. Новая Вера Засулич с Ильей Яшиным
2012. Серьезная журналистика. Ксения переформатирует целый журнал
2013. Тайная свадьба с Максимом Виторганом немедленно стала явной
2013. Первый номер французской версии Vanity Fair посвящает Ксении десятистраничную статью «Кукла, которая говорит «нет»
Tatler