Новости о Ким Кардашьян появляются каждый день и неизменно вызывают волну интереса у читателей. При этом Ким не принцесса, не голливудская актриса, не получала Grammy. Она - явление современной жизни, вышедшее из реалити-шоу. Этот феномен решил изучить HELLO! в специальном расследовании, которое мы публикуем сегодня.
Известную фразу Энди Уорхола о том, что в будущем каждый желающий сможет получить 15 минут славы, вполне подтверждают реалити-шоу. То светлое будущее, когда прославиться можно безосновательно - не имея на то ни таланта, ни образования, ни трудолюбия, - настало. Более того, отдельным личностям удается продлить 15 минут на годы. И Ким Кардашьян - далеко не первая, кто сделал карьеру благодаря реалити-шоу.
...Известный культуролог Жан Бодрийяр считал, что в современной культуре событие проистекает из самого факта его трансляции по телевидению. Однако наивно полагать, что всякий, кто получает свои секунды в океане мирового эфира, становится звездой. Большинство участников реалити-шоу, особенно если они были до этого простыми людьми, возвращаются домой, оставаясь знаменитостями только для соседей по району. И все страдают депрессиями от разочарований - посулили славу и обманули. Психологи тем временем бьют тревогу: в геометрической прогрессии растет количество людей, воспитанных на реалити-шоу и общении в соцсетях. И они сами начинают ощущать себя объектами наблюдения в некой виртуальной реальности, где весь мир кажется им декорацией, а окружающие их люди - актерами.
Американский психиатр Джоэль Гольд рассказывает о девушке, которая хотела покончить с собой, чтобы наконец выйти из реалити-шоу, за которое она принимала собственную жизнь. Другого его пациента задержали в правительственном здании в Нью-Йорке, где он просил политического убежища, чтобы из реалити-шоу попасть в действительность. Это распространенное заболевание ХХI века получило название "синдром Трумана".
Однако врач-психоаналитик, председатель правления Московского общества психоаналитиков Анатолий Долгополов-Борсученко считает, что уровень технологий здесь виноват лишь отчасти. На самом деле все кроется в биологической структуре человека (она остается неизменной за всю историю его развития) и раннем психическом развитии ребенка.
"Успех реалити-шоу зависит от умелой манипуляции двумя формами психической патологии человека: с одной стороны - эксгибиционизм исполнителей, с другой - вуайеризм зрителей. Оба этих извращения самым активным образом проявляются в детстве, когда ребенок постигает мир. Они не сопровождаются чувством вины - подобное поведение является естественным этапом развития ребенка, и в процессе традиционного, нормального воспитания эти особенности утрачиваются, вытесняются, в лучшем случае сублимируются в различные достижения. Но бывает так, что они закрепляются и оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь. Сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда патология возводится в ряд нормы и, более того, культивируется. Публике представляют жизнь людей, охваченных неуемным желанием демонстрировать себя в физическом и психическом обнажении, людей, которые жаждут от "подглядывающих" ответной экзальтированной реакции и, как мы видим, получают ее - конвертированную в популярность и деньги".
Российская программа "Дом-2" вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самое длинное реалити-шоу. Она начала выходить в 2004 году и продолжает транслироваться, несмотря на активную борьбу с ней активистов морально-этического воспитания молодежи. Жгучий зрительский интерес и сильное общественное раздражение вызывают цели и задачи проекта: на глазах у миллионов телезрителей не знакомые прежде друг с другом молодые люди из разных уголков страны "строят любовь". За 10 с лишним лет было показано более 4 тысяч серий, а зрительская аудитория достигла 35 миллионов человек. На проекте поженились 13 пар, у 4 из них родились дети. Некоторые участники - Ольга Бузова, Виктория Боня, Алена Водонаева - смогли продолжить карьеру в медийном бизнесе.