Открытие выставки фотографий Алексея Никишина «В роли себя. Без правил»
Теги: фотографии, выставки, искусство, Алексей Никишин
24 мая в Центре современного искусства «Винзавод» состоится открытие выставки фотографий Алексея Никишина «В роли себя. Без правил»
фотографии, выставки, искусство, Алексей Никишин
Пресс-релиз
Он один из самых ярких, запоминающихся и узнаваемых мастеров современной черно-белой арт-фотографии. Наиболее известен как автор масштабного фотопроекта «В роли себя» - уникального цикла психологических портретов известных российских деятелей культуры и искусства.
Персонажей и фотографии Алексея Никишина знают все: он единственный фотограф, который составил уникальную антологию психологических портретов наших современников - представителей российской творческой интеллигенции. Его герои - Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Владимир Спиваков, Кирилл Серебренников, Владимир Этуш, Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Игорь Кваша и многие другие.
В качестве моделей для новой экспозиции были выбраны героини самого известного телевизионного реалити-шоу России. Реальные девушки, подлинные истории, настоящие эмоции без фальши и вычурности. Они естественны и эмоциональны - Ксения Собчак, Виктория Боня, Ксения Бородина, Алена Водонаева, Ольга Бузова и другие, пусть менее известные, но но не менее реальные персонажи.
Алексей Никишин: «Эта выставка – полное освобождение от прежней эстетики психологического в портретах, отказ от найденного, правил и теорий. Вы не увидите того, чего ожидали. Столкнувшись с загадкой, вы будете пытаться найти ключ к происходящему. Но я не могу предложить вам такого ключа, потому что сам им не располагаю».
Глазами Художника
Никаких повторений
Алексей Никишин: «Многие ждали продолжения проекта, хотели увидеть новые портреты, другим взглядом посмотреть на тех, кого они привыкли видеть в газетах, журналах, на экранах телевизоров. Но эта серия – не логическое продолжение серии психологических портретов «В роли себя». Художник не может позволить себе стоять на одном месте, застыть во времени и делать вид, что ничего не произошло ни вокруг него, ни с ним самим.
Новые ценности
«На фотографиях нет ничего случайного. Этимиработами хотелось бы выступить против современных правил, «тенденций», норм и условностей в фотографии: правил композиции, критериев качества и современных канонов красоты. То, что модно в сегодняшней фотографии, ничего не значит. Все модное, на самом деле, давно устарело. Эту форму можно воспринимать как противовес всему тому рациональному, что навязывается нам «массовой культурой» и так легко считывается массовым зрителем как образец».
Противоречия
«Мы любим шаблоны. Нам нравится, когда наши ожидания оправдываются.Когда то, что мы видим, узнаваемо. Человек хватается за это как за спасение, и тем себя ограничивает. Отказ от этих ограничений и работа с набором качеств, противоречащих здравому смыслу, надеюсь, даст мне большую свободу для высказывания, а вам - для интерпретации увиденного.
Я решил вывести героев из их знаковой системы и перенести в иную - в мою собственную, незнакомую им, а, может даже и чуждую им систему координат. Получился конфликт: стиль полностью противоречит исходному тексту (содержанию), не дает ему ни малейшего шанса на выживание. Люди на фотографиях такие, какими они не привыкли себя видеть».
Руками Продюсера
Василина Михайловская, продюсер телепроекта «Дом-2» и соавтор идеи выставки: «В роли себя. Без правил. «Дом-2» в реальности»:
«Я выбрала Алексея Никишина в качестве фотографа прежде всего потому, что он Художник, его работы следует анализировать по законам живописи, света и тени, а ещё (что для меня очень важно) он не смотрит телевизор. Для Алексея известные всей стране героини реалити-шоу – неизвестные молодые девушки, он не знает их проектной истории, никакого бэкграунда…В результате мы получаем чистый образ, увиденный автором.
Многие из участниц недоумевали, что Лёше вообще ничего о них неизвестно. И даже в этом смысле эта работа для моих героинь была необычной. Никакого глянца, фотошопа, грима. Ведь быть собой труднее всего. И у Никишина это получается просто блестяще. Алексей видит людей такими, какими мне бы хотелось их увидеть и показать миру. И они прекрасны.
Фотографии для выставки мы отбирали по отдельности, но наш выбор совпал на 90 процентов. Конечно, я волнуюсь, что снимки, которые понравились нам с Алексеем, могут не понравиться самим участницам, но я сразу предупреждала девочек, что фотосессия не будет гламурной. С другой стороны, любая девушка хочет видеть себя красавицей, а мы отбирали фото по другим критериям. Мне важно, чтобы в наших участницах люди смогли увидеть объект искусства. Название выставки полностью себя оправдывает. Мы действовали без правил».
От Авторов
Алексей Никишин: «Мне кажется, в моих фотографиях больше жизни, потому что я не заставляю моделей сидеть в какой-то одной позе, диктуя, что им делать. Я ловлю момент, которого через секунду уже не будет. Заставить сделать ее это второй раз - было бы невозможно».
Василина Михайловская: «Если у Алексея Никишина не было никакого личного отношения к героям, то у меня наоборот – этого слишком много».
Наталья Хим
Алексей Никишин: «Если рассуждать с точки зрения визуального восприятия, в этой работе есть геометрическое подобие. Форма сигареты повторяет форму рук. Все что вы видите на фотографии - не задумывалось специально – так получилось».
Василина Михайловская: Для меня Наташа Хим – это типичный городской панк. Но при этом она достаточно нежная девушка. Внутри у нее живет нежный цветочек».
Катя Крутилина
Алексей Никишин: «Мне кажется, здесь произошел какой-то большой энергетический взрыв счастья - и Катю повалило от него. Позитивная фотография. Катя смогла расслабиться, и у нас получилась хорошая работа».
Василина Михайловская: «С Катей было очень легко работать, потому что она позволяла делать с собой все, что угодно. Очень здорово, когда на съемку приходят люди, которым это нравится. И это видно на всех ее фотографиях. Приятно, когда человек откликается на твои эксперименты и доставляет во время работы удовольствие и себе, и художнику».
Надежда Ермакова
Алексей Никишин: «Это одна из самых интересных фотографий выставки. Здесь происходит откровенное нарушение правил. Многочисленные пересветы - это и есть ключевые точки композиции. Нарочитое нарушение канонов работает на эту фотографию».
Василина Михайловская: «Это одна из любимых моих работ. Когда я смотрю на эту фотографию, у меня совершеннейшая ассоциация с искусством импрессионистов».
Ксения Собчак
Алексей Никишин: «Получился мимолетный срез яркой и положительной эмоции. В настоящем ее ничего не заботит – она смеется, и мне удалось это забрать».
Василина Михайловская: «Работа с Алексеем отличается тем, что люди через некоторое время перестают ему позировать. Несмотря на то, что Ксения пришла на съемку, имея в запасе всего 20 минут, она совершенно спокойно работала. Алексей и Ксения рассмотрели друг в друге интересных личностей и это видно исходя из полученного результата».
Ксения Собчак
Алексей Никишин: «Нарушение фотографических правил здесь проявляется в цепочке, которая делит фотографию на две части, уравновешивая композицию. Далее линия цепочки продолжается на плече и получается очень сильная геометрическая фотография. Ксения будто вырывается из одежды вверх, создавая движение. Хотя эта фотография статическая».
Василина Михайловская: «Эта фотография у нас с Алексеем любимая. В ней есть бесконечность. Для меня Ксения на этой композиции – абсолютная царевна-лебедь».
Ксения Собчак
Алексей Никишин: «Интересные руки. Видно, что между головой и руками крутится какая-то мысль. Что-то в этих руках происходит».
Василина Михайловская: «Эта фотография про ее одиночество. Она настолько цельная, что найти еще такую же глыбу рядом с собой достаточно сложно».
Эрика Кишева
Алексей Никишин: «Это геометрическая карточка, хотя здесь присутствует и настроение. Мне нравится, что рукой поджат нос. На обычных фотографиях люди так с носом не поступают. Мы делаем так в жизни, но почему-то когда фотографируемся, забываем, что такое возможно».
Василина Михайловская: «В свое время «Дом-2» поступил по своему смело, пригласив Эрику на проект в качестве героини. К таким людям относятся как к людям второго сорта. Но на самом деле Эрика 100% женщина и ее серия фотографий у меня ассоциируется с творчеством Лени Рифеншталь».
Ксения Бородина
Алексей Никишин: «Обратите внимание на руки. Ощущение, что рука слева принадлежит какому-то другому человеку. Совершенно два разных объекта. А Ксения закрыла глаза и слушает эти руки – одна карабкается, а вторая как будто что-то говорит. Очень медитативная фотография».
Василина Михайловская: «Эти снимки делались за несколько месяцев до скандального развода. И мне кажется, Алексею удалось поймать Ксюшу в момент, когда ей немножко тяжело и наступил сложный период в жизни».
Елена Бушина
Алексей Никишин: «Здесь интересно движение пальца по губе. Так делал Бельмодно в одном из своих фильмов. Наверное, это движение – главный смысл этой фотографии».
Василина Михайловская: «Она всегда была очень контрастной – мгновенно может вывести из себя и одновременно вызвать восхищение. Фон, делящий пополам белое и черное - немного отражает ее суть. Бушина одна из самых ярких героинь шоу. Я по ней скучаю, мне ее не хватает».
Маша Политова
Алексей Никишин: «Мы с очень необычной стороны показали эту женщину. Но получилось очень красиво – она здесь немного похожа на Эльфа».
Василина Михайловская: «Мы между собой эту фотографию называли Ван Гог. Если бы не было уха, не было бы этой фотографии. Мне кажется, эта работа похожа на хорошую картину, заставляет думать об этой девушке, создавая некую историю».
Нелли Ермолаева
Алексей Никишин: «По идее в портрете должны выделяться резкостью и контрастом лицо, а здесь получается, что лицо и правая рука сливаются с фоном. Кажется, что эта фотография о руке. А все остальное это просто фон. Этим она привлекательна и необычна».
Василина Михайловская: «Это одна из лучших фото на выставке. Между собой мы называли эту фотографию Клеопатра. Она царственна и мне кажется этот снимок - большая удача фотографа».
Виктория Боня
Алексей Никишин: «Эта фотография для нашей выставки немножечко неправильна. У нас не может быть представлено простого соответствия каким-то канонам глянца и обывательской красоты. И правильно было бы эту фотографию перевернуть, тем самым сохранив общий контекст выставки. Она держится за голову, потому что ее перевернули».
Василина Михайловская: «Перевернуть композицию – было решением Алексея, и я думаю, в этом что-то есть. Но Боня настолько хороша, что можно переворачивать или нет – она все равно останется при своей красоте».
Алена Водонаева
Алексей Никишин: «Все ожидают увидеть этого человека с точки зрения общепринятых канонов аккуратности и красоты. Сразу обращаешь внимание на ногти - они хорошо играют с глазами и повторяют их форму. Получается очень неожиданное композиционное решение».
Василина Михайловская: «Алена – один из моих любимых персонажей. Я считаю ее очень талантливой. И жаль, что ее не снимают в кино, потому что она актерски одарена. По большому счету она могла бы быть второй Анной Маньяни».
Инна Воловичева
Алексей Никишин: «Это африканская маска, которая защищает или как будто распугивает врагов. Если зажмуриться, то становится совсем непонятно что же это на самом деле такое - на нас смотрит какое-то лицо. Я не старался этого сделать специально, мы просто подняли Инне волосы и сфотографировали».
.trendymen