.
лапуля написал(а):причины безграничного негатива или любви к персонажу?
Занимательная психология
Психологи считают, что корень фанатизма в неудовлетворенности окружающим миром и в желании “прогнуть” этот мир под себя. Мир уродлив, а люди требуют: “Сделайте нам красиво!” В этом много от юношеского максимализма. Не случайно “свирепое животное” особенно часто вырывается из клетки в переходные периоды, идет ли речь о пубертатном возрасте конкретного человека или о человечестве в целом. Свои представления о “красивом” фанаты увязывают с какой-либо идеей и под ее знаменами идут на вы. Объективная ценность идеи не важна. Оголтелые фанатки есть даже у посредственностей вроде Кая Метова. Но Метов интересует фанатеющих девиц постольку поскольку, как оболочка, как тесто, куда они вкладывают фарш — свои представления об Идеале. Так же и фанаты-преследователи (их называют “сталкерами”) следят за Мадонной, Джексоном, Шер, не потому что “звезды” интересны им сами по себе, а потому что, по словам американского психиатра Парка Дица, они “олицетворяют славу, деньги, удачу”.
Творя кумира, фанатики — они тщеславны по определению — творят новую религию. А религия алчет верующих. Горе тому, кто не поверит! Фанатизм разрушителен, и в этом его главное отличие от любви, которая, если говорить об абсолюте, созидательна и которая — добро. История же фанатизма написана слезами и кровью. Горе миру, который не захочет приукраситься! “Юношеский максимализм не знает пощады ни к окружающим, ни к самому себе — “предателем” может стать любой, кто преступил Канон, даже если Канон принципиально не выполним” (А. Швейцер). И хорошо еще, если этот канон — всего-навсего Устав фан-клуба “Ласкового мая”, где пункт № 1: “Шатунов всегда прав”, — а пункт № 2: “Если Шатунов не прав, смотри пункт № 1″. А если канон требует совершить массовое самоубийство, как это сделали, например, 914 членов американской секты “Народный Храм”, которые, повинуясь своему пастырю Джиму Джонсу, в ноябре 1978 года приняли яд?..
Говоря языком психологии, психика фанатов доминантна. Говоря обывательским языком, они зациклены на своем кумире, и “пунктик” подавляет все остальные психологические особенности. И чувство меры. И инстинкт самосохранения: любой фанатик — камикадзе, дайте ему возможность! И способность критически мыслить: “некритичность в суждениях об объекте увлеченности” (как сказано в психологическом словаре) — защитный механизм фанатизма, на неугодное эти люди закрывают глаза. Так, элвисоманы бойкотируют изданную в 1981 году биографию “короля рок-н-ролла”, чей автор, Альберт Голдман, отошел от жанра иконописи.
Мир фанатика, как мир маленького ребенка, делится лишь на две части: на черное и белое, на хорошо и плохо, на “кто не с нами, тот против нас” — третьего не дано. Как писал Николай Бердяев, “фанатизм всегда делит мир… на два враждебных лагеря. Это есть военное деление. Фанатизм не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. Существует только враг… Это страшное упрощение облегчает борьбу”. И далее: “Для коммунистов есть… только один враг в мире — фашизм. Всякий противник коммунизма тем самым уже фашист. И наоборот… Люди из вражды к коммунизму становятся на сторону фашизма и из вражды к фашизму — на сторону коммунизма. Объединение происходит по отношению к диаволу, который есть другая половина мира. Вам предлагают нелепый выбор между фашизмом и коммунизмом… Фанатическая нетерпимость всегда ставит перед ложным выбором…” И не пытайтесь убеждать какого-нибудь алисомана в том, что ваше равнодушие к Кинчеву со товарищи еще не означает, что вы — личный алисоманов враг. Твердолобый фанатик нуждается во враге. Он, по словам Бердяева, “подобно ревнивцу, всюду видит лишь одно: лишь измену, лишь предательство, лишь нарушение верности единому, — он подозрителен и мнителен, всюду открывает заговоры против излюбленной идеи…” К спору фанатик не способен. Зачем ему рождать истину? Он уверен, что она забронзовела в его идефикс. Еще чуть-чуть, и он возомнит себя богоизбранным, тем, кому дано откровение.