«Еще пару лет назад я и представить себе не могла, что решу провести каникулы в кулинарной школе, — признается Ксения Собчак. — А недавно взяла и поехала в Прованс, где моя лучшая подруга Ника Белоцерковская открыла гастрономические курсы». О том, кому Собчак готовит борщ, какие экстремальные блюда ей пришлось попробовать, а также о том, что она ест на завтрак, обед и ужин, телеведущая рассказала Ксении ПАДЕРИНОЙ.
Ксения Собчак
Когда и где родилась: 5 ноября 1981 года в Ленинграде
Знак зодиака: Скорпион
Семья: отец — Анатолий Собчак, первый мэр Санкт-Петербурга (умер в 2000 году); мать — Людмила Нарусова, член Совета Федерации
Образование: окончила факультет международных отношений МГИМО
Карьера: с 2004 года — ведущая реалити-шоу «Дом-2» (ТНТ). С 2007 года ведет программу «Будни Барабаки» на радио «Серебряный дождь». В 2009 году вела шоу «Последний герой» на Первом канале. Участвовала в программе «Танцы со звездами-2010» (Россия). В 2010 году открыла кафе «Бублик» и ресторан «Твербуль» (совместно с Ginza Project), а также вошла в состав акционеров компании «Евросеть». В 2011 году вела шоу «Топ-модель по-русски» (Муз-ТВ), осенью выйдет его второй сезон
Вкусы: напиток — зеленый чай; авто — Bentley
Я так скучаю по котлеткам!
Завтрак: сырники и кофе
— Начинать утро с кофе — это совсем неправильно, да и сырники — не лучший вариант. Но что поделаешь, если позавтракать надо, а ничего другого в холодильнике не нашлось. С гораздо большим удовольствием я бы сейчас выпила свежевыжатого сока и съела тарелку каши с ягодами — и полезно, и вкусно.
Даже удивительно, как быстро все меняется в нашей жизни. В детстве я просто ненавидела каши! Помню, в пять лет я иду в детский сад и канючу: «Ну ма-а-а, ну пожа-а-алуйста! Можно я не буду есть эту их кашу?» — «Нет, Ксюша, надо, хотя бы полтарелочки!» — уговаривает мама. Я сержусь, топаю ногой, упираюсь... Овсяные, манные каши — это был мой ежедневный кошмар, наказание! Хорошо, если на кухне сварили жидкую, такую, где много молока: можно зажмуриться и, как лекарство, быстренько проглотить. Но если на завтрак густая овсянка, да еще с комками, тогда дело плохо. Меня начинало тошнить от одного ее вида! Хуже — только пенка от кипяченого молока. До сих пор меня передергивает даже от мысли о ней. А вот творожную запеканку в детском саду я любила — правда, давали ее намного реже.
Дома в выходной, сварив кашу, мама перекладывала ее в мою тарелку с нарисованным на донышке зайцем. Ставя ее передо мной, произносила коронную фразу: «Доешь, чтобы был виден рисунок на тарелке». Думала, что так интереснее. Я хитрила, сидела над тарелкой бесконечно долго, старательно размазывала кашу по краям и бортикам, но рисунок все равно не проглядывал — и это был ужас. Я мстительно думала: «Вот вырасту — буду есть все что захочу! И никто на свете не заставит меня питаться ни супом, ни котлетами, ни этими противными кашами...» Наконец, осилив ложек семь, усматривала намек на рисунок и радостно бросала неблагодарное занятие. Даже в страшном сне не могла предположить, что когда-нибудь совершенно добровольно буду заказывать себе в ресторанах какую-нибудь гречку с грибами — по-домашнему...
В нашей семье никогда не было культа еды. И родители, и я к еде относились просто: нашли что
поесть — уже хорошо. Папа вечно пропадал на работе, мама тоже, так что никто из них у плиты не задерживался. И завтрак, и обед в школьные годы мне делала наша помощница по хозяйству. Мама готовить не любила, ее фирменным блюдом были незамысловатые макароны: сначала она их отваривала, а потом обжаривала на сковородке.
Не было у нас ни застолий, ни долгих совместных ужинов. Мои дни рождения чаще всего праздновали в кафе или ресторане. И даже если по какому-то поводу родители приглашали домой гостей, то еду где-нибудь заказывали. Правда, однажды, помню, папа сварил на даче плов из баранины. Привез казан, развел костер, нарезал мясо... До переезда в Питер папа много лет жил в Узбекистане, поэтому самый что ни на есть настоящий плов готовить умел. Процесс был долгим, длился пару часов, папа колдовал над казаном, а я ходила вокруг и вдыхала сумасшедшие ароматы. Желудок сжимался от предвкушения, что сейчас я попробую чудо, приготовленное руками любимого папы. Плов получился очень вкусным! Это одно из самых ярких гастрономических воспоминаний.
Многое из того, что любила в детстве, я включила в меню кафе «Бублик», которое открыла в Москве год назад. Позвонила бабушке Вале, маминой маме. Она печет удивительно вкусные пирожки с капустой — одно из тех блюд, которые я могу есть, пока не лопну. В общем, уговорила я бабушку поделиться рецептом. В меню «Бублика» предостаточно таких домашних вещей. Гречневая каша с грибами — одно из моих любимых блюд. Котлетки куриные с пюрешечкой. Куриный бульончик... Я так по всему этому скучаю! Из-за бешеного рабочего графика редко удается поесть дома, я вынуждена перекусывать на ходу, а домашнего-то хочется... И я еду в «Бублик», потому что там меня ждет нечто привычное и обязательно вкусное.
Мне пришлось проглотить червяка и муху
— Как и многие люди, я люблю поесть, но, в отличие от других, никогда не зацикливаюсь на этом. Не считаю себя ни гурманом, ни чревоугодником, но живу по принципу «всегда говори да» и открыта для чего-то нового.
Зимой 2009 года я была ведущей программы «Последний герой» в Панаме. Мне сказали, что по сценарию нужно будет перед камерой съесть живого червяка. Сначала я посмеялась: «Надо же, что придумали. Не любите вы меня, господа сценаристы!» Решила, это шутка. Но оказалось, мне предстоит вдохновить собственным примером участников, которых ждет конкурс «Поедание гадов». Деваться было некуда.
Червяк был жуткий: извивался в руке, скользкий, мерзкий. Но я сказала себе: «Надо, Федя, надо!» — и... проглотила его. Так было противно! Меня чуть не вывернуло наизнанку. До сих пор содрогаюсь и стараюсь не вспоминать. Не те это эмоции, которые хочется переживать еще и еще. Но в глубине души горжусь: я все-таки это сделала — пересилила себя!
Недавно со мной случилась не менее отвратительная история. Каждое утро я начинаю с уличной пробежки: я фанат спорта, так что тренировки не пропускаю. Неделю назад бежала, о чем-то думала, дышала ртом. И вдруг бац — в рот влетела муха, да так стремительно, резко! Я попыталась откашляться — не вышло, она уже проникла глубоко в горло. Пришлось ее проглотить — а что было делать?! Ужас!
Муху-то я съела случайно — другого выхода просто не было. А вот собаку решила попробовать добровольно. Мы с другом однажды оказались в Северной Корее. Я подумала: раз уж добралась до такой закрытой страны, почему не попробовать все что возможно? Корейцы убеждены, что мясо собаки дает человеку невероятные силы, — и едят его по праздникам. Если жена хотя бы раз в месяц не накормит мужа собакой, то он имеет все основания для развода.
Мы пришли в ресторан, где в меню было около двадцати блюд из собачатины. Отдельно готовится печенка, хвост, мясо... Я заказала что-то мясное, по вкусу похожее на мягкую, немного сладковатую разваренную говядину — в общем, есть можно. А моего друга накормили собачьими яйцами — это для корейцев настоящий деликатес! Поужинали, пошли в гостиницу — и тут собака начала мне «мстить». Два дня она мучила мой живот — никак не могла перевариться. Я даже думать не могла ни о какой еде. Вернулась из Северной Кореи изрядно похудевшая.
И с тех пор зареклась есть собак.
Без сладкого у меня началась ломка
Обед: бутерброды с чаем
— На съемочную площадку никто мне курицу с гречкой не привезет, а жаль... Недавно поняла, что у меня есть мечта: вот бы сделать так, чтобы по моему велению в любое время и в любом месте оказывалась вкусная и здоровая еда. Это было бы классно! Я действительно очень люблю такую пищу. Но чаще всего вынуждена есть совсем не то, что хочется, а какие-то неправильные вещи — мясо, бутерброды, кофе. Проблема!
В Москве сейчас есть такая услуга: диетолог разрабатывает для тебя индивидуальную диету, сам готовит необходимые блюда, а потом с курьером присылает контейнеры, где все разложено по полочкам: завтрак, обед и ужин. В целом удобно. Но совершенно невкусно. Я пробовала.
Я никогда не испытывала проблем с весом, не сидела на диете и не знаю, что такое сбрасывать лишние килограммы. Мой секрет — спорт. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Cтараюсь за собой следить. Регулярно прохожу полное медицинское обследование, сдаю анализы — просто чтобы знать, что все в порядке. Дважды в год езжу в медицинские клиники, где прохожу полную чистку организма. Считаю, что это обязательно — неважно, худой ты или полный. Ведь мы живем в сложной экологической обстановке, среди токсичных веществ. В последний раз я была в городе Мерано на севере Италии — и так мне понравилось, что я постараюсь попасть туда еще.
Программа пребывания рассчитана на неделю. Врач назначает целый ряд процедур: ванны, грязевые обер-тывания, китайский массаж... Всего и не перечислишь! Но главное — это все-таки питание. Диетолог разрабатывает для тебя индивидуальную систему. В клинике Мерано, помимо этой специальной диеты, пациентам читают лекции о правильном питании. Я их прослушала — и мне стало страшно. Еда реально оказалась наркотиком, на который подсажены практически все люди на земле. Мы столько говорим о вреде курения и алкоголя, так отчаянно боремся с этими зависимостями, а на самом деле сражаться надо не с ними. Для меня стало открытием, что самый страшный наркотик, который губит человечество, — сахар.
Сейчас в цивилизованных странах Европы и Америки развернулась целая дискуссия о том, предупреждать людей о вреде сахара или нет. На полном серьезе обсуждается законопроект, по которому производителей продуктов обяжут писать на упаковках, что чрезмерное употребление сахара почти неизбежно ведет к онкологии. Точно так же, как сейчас на пачках сигарет предупреждают: «Курение вредно для вашего здоровья». Меж тем 75% онкологических заболеваний связано именно с неправильным питанием. Жуткая цифра!
В группе риска — почти все население нашей планеты. Проведите простой эксперимент: лишите себя сахара на пару дней. Вы можете есть фрукты, ягоды в любом количестве, но сахара — ни грамма. Заменителей тоже нельзя. По сути, они фикция, обман, потому что запускают в организме точно такие же процессы, что и обычный сахар. В общем, попробуйте — и увидите, какая начнется ломка. Я это испытала. Страшно! Обожаю темный шоколад, конфеты, хотя и не злоупотребляю: если съедаю много, у меня начинается аллергия. Но совсем остаться без сладкого для меня беда.
У меня никогда не было проблем с наркотиками. Но я поняла, что такое зависимость, когда лишила организм того, что он привык получать каждый день. И сразу ощутила, как мне не хватает этого «излишества». Реально почувствовала во рту горький привкус, меня мутило, появилось ощущение, что силы покинули меня, навалилась депрессия... Участвуя в эксперименте, я осознала, как мы все подсажены на сахар. Спустя всего два дня ты перебарываешь себя — и сладкого хочется уже не так сильно. Чувствуешь себя лучше, хотя и скучаешь по неправильному питанию. Вернувшись в Москву, какое-то время по инерции я держалась, но, увы, через пару недель скатилась к бутербродам, мясу, булочкам и, конечно, любимому шоколаду. Осенью снова еду в клинику. И так по кругу.
Саша Цекало меня поразил
Ужин в ресторане «Твербуль»: теплый салат с перепелкой и тунец, жаренный на гриле
— Когда я открывала «Твербуль», попросила шеф-повара Анатолия Комма составить меню из понятных и привычных блюд. Анатолий — мастер сложной молекулярной кухни, он умеет удивить посетителей. Пельмени в его представлении — это волшебные хрустальные шарики, внутри которых скрывается ароматный мясной фарш с крапинками зелени. И подавать их, по его мнению, надо в окружении нежнейшего розового мороженого из хрена и свеклы... Я же хотела, чтобы Комм от всего этого великолепия отошел и с присущим ему изяществом готовил нормальные, правильные блюда. Теперь он так и делает, хотя и покрывает их специальной пенкой, которая стала его визитной карточкой.
Экзотику я ем редко: гораздо ближе мне привычные суп, салат, котлеты... Признаюсь честно: я совсем не умею готовить. Это абсолютно не моя тема. Хотя как-то раз я даже варила борщ — это был ужин для любимого человека. Сама я борщ не люблю, зато он обожает, поэтому я решилась встать к плите, чтобы сделать ему приятное.
Приготовление борща превратилось в целое мероприятие — от покупки продуктов, их подготовки, нарезки и до самой варки. Учитывая, что до тех пор у меня не было опыта, я попросила подключиться подругу Нику Белоцерковскую. Она для меня — идеал и образец хозяйки. Ника руководила по телефону, а я четко выполняла все ее инструкции. Борщ получился вкусный, мой мужчина был счастлив.
В идеале я хотела бы научиться готовить так, как моя Ника. Подруга творит невероятные вещи! Недавно открыла школу кулинарного мастерства в Провансе — все желающие могут научиться кулинарным премудростям. Впрочем, по поводу желающих я погорячилась: в школу Ники огромная очередь, места уже расписаны до конца года!
Я побывала у нее по блату. Все получилось случайно: мы с мамой отмечали на юге Франции ее день рождения, а после я решила заехать к Нике в Прованс. Мне было интересно посмотреть, что же все-таки происходит у Ники, понять, почему ее занятия так популярны.
Курс длится неделю, каждый день ученики осваивают по несколько блюд, секретами мастерства с ними делятся шеф-повара лучших французских ресторанов — знакомые Ники. Действительно, уникальный опыт для тех, кто любит и умеет готовить и хотел бы подняться на новый уровень.
Скажу честно: я к плите так и не подошла. Наблюдала за обучением со стороны. Вы же знаете, можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет река и как работают другие. Меня в хорошем смысле слова пора-зил Саша Цекало: вместе с женой Викой он в эти дни был у Ники. Целую неделю честно что-то парил и жарил, Вика была на подхвате, а потом они все записывали в блокнотик, чтобы не упустить ни один нюанс. Чего только не приготовили! Зеленое ризотто с молодой спаржей и сморчками, суп буйабес с крабами и барабулькой, сибас в апельсиновой карамели и многое-многое другое... Саша и Вика увлечены кулинарией, настоящие гурманы и где-то даже чревоугодники. Шучу. Я ими искренне восхищалась!
Иногда Ника устраивала перерыв в занятиях — и мы все вместе ездили по окрестностям: по местам, которые рисовал Ван Гог, по цветущим лавандовым полям, мимо старинных рыцарских замков и скромных деревень... Душой отдыхали. В Провансе вообще очень спокойно, тихо, мило. Правильные места, правильные люди... Я благодарна Нике за то, что она смогла принять меня...
Я не слишком-то верю в женскую дружбу. Но Ника — исключение из правил. Она настоящая подруга, очень близкий мне человек. Людям, которые читают ее блог в Интернете, порой кажется, что мы с Никой слишком разные. Она мать троих сыновей, есть еще двое — от первого брака ее мужа. И на всю эту компанию ей не лень готовить завтраки, обеды и ужины. А она еще и книги успевает писать (ее «Рецептыши» разошлись моментально). Блог Ники читают больше 30 тысяч человек! Она часто вывешивает там интереснейшие рецепты — и каждое из блюд делала сама. А я даже яичницу толком пожарить не умею. И все-таки по восприятию жизни, по энергетике мы похожи как сестры. Поскольку она старше, многому у нее учусь.
Я обожаю ее чувство юмора — оно феерическое, искрометное, очень точное и филологически правильное. Кстати, и подружились-то мы, попав на одну волну юмора. Как-то раз много лет назад оказались мы с Никой в компании за большим столом. В разгар вечера я рассказала присутствующим любимый анекдот про собаку-барабаку. Он грубоватый, конечно, но я люблю, когда есть соль. А этот анекдот даже больше на притчу похож. Жили-были два мужика. У одного каждую ночь волки по паре овец уносят, а у другого все целехоньки. Пришел первый мужик ко второму, спрашивает: «Почему твоих овец не трогают?» — «А у меня есть собака-барабака», — отвечает тот. «Ух ты! А что это за собака? Продай мне ее!» — «Ладно, но не скажу, что она делает». И с той поры у первого мужика овцы пропадать перестали. Решил он выяснить, чем же его собака волков отпугивает. Устроил ночью засаду. Видит: подкрадываются волки к ограде. Вдруг один орет: «Мужики, атас!» Волки назад. Пробегают мимо мужика. Молодой волк спрашивает старого: «Чего мы убегаем-то?» — «Да там собака-барабака!» — «И что?» — «Так она в ж...у целует!» — «И что?» — «Знаешь, какие у нее губы холодные!..» Закончила я рассказывать, а за столом — тишина. И вдруг Ника как захохочет! Да так искренне, что я поняла: точно мой человек! С тех пор мы и подружились. Кстати, это она потом дала мне прозвище Барабака. Мое шоу на радио «Серебряный дождь» так и называется «Будни Барабаки».
Я знаю путь к сердцу мужчины
— Я вхожу в дом, в котором живу одна, падаю в кровать. Не могу представить, что когда-нибудь этот привычный, так хорошо организованный ритм жизни изменится. И что через какое-то время я, как и моя подруга Ника, начну просыпаться рано утром, чтобы накормить детей ненавистной им кашей, потом повезу их в школу, вернусь домой и сварю супчик на обед... Пару лет назад я бы сказала, что ничего подобного в моей жизни не будет. Но сейчас я в этом уже не так уверена. Время многое меняет.
Еще три года назад я считала, что лучший отдых — каникулы на белоснежной яхте на Лазурном Берегу. И было сложно представить, что наступит такое лето, когда я все брошу и на целый месяц уеду в Индию. И — удивительное дело! — снова туда хочется.
Совсем недавно я была уверена, что никогда и ни за что не стану готовить, а вот взяла и прослушала курс в кулинарной школе. Главный урок, который я оттуда вынесла, — готовить нужно с любовью. И путь к сердцу мужчины лежит не через желудок, а через любовь! Все зависит от того, есть ли рядом человек, ради которого захочется вставать каждое утро, чтобы готовить завтраки. И знаете, я поняла, что хочу его найти.