- Ты недавно открыл ресторан «The Сад». До этого — Chichibio. Почему ты решил развиваться в этой области?
- По странному стечению обстоятельств лет 15 назад я познакомился в Москве с людьми, которые хотели открыть сеть ресторанов. Они хотели купить фабрику имени Розы Люксембург на улице Фрунзе, чтобы открыть там комплекс ресторанов. Ничего этого не случилось, зато я разработал ресторанов пять. Я человек, который может придумывать, и я придумал классные вещи, которые даже сейчас еще не все осуществлены. Например, круглогодичный и круглосуточный каток, на котором стоят деревья с лампочками, большой экран, официантки на коньках и есть зона, где можно есть. Потому что русские и американские люди любят есть и смотреть на других людей.
Только русские и американцы?
Просто я видел это и в Америке, и в России. У нас страна зимняя: Новый год, ёлки, глинтвейн, горячие напитки, горячительные… Катаются юноши, девушки, а ты сидишь в верхней одежде.
Не осуществилось?
Кто-то должен был ухватиться за это, инвестировать. Я-то не вкладываю деньги.
Я делаю проект с «Гинзой». Сейчас вообще бум каких-то звездных ресторанов.
«Гинза» ищет новые пути, и они пустились во все тяжкие: открывают с Лепсом «Лепс-бар». Я знаю, что они и с «Иванушками» ведут переговоры. Сейчас они наоткрывают ресторанов со звездами и сотрут эту тему. Это неправильно, эксклюзивность теряется.
А зачем тебе-то это нужно?
Когда я этим занялся, не было ни одного звездного ресторана.
Неправда, я первая открыла ресторан с «Гинзой».
Мы давно вели переговоры, еще не было открыто никаких ресторанов ни с какими звездами. Просто это долго тянулось.
Ты считаешь, что это плохо для бизнеса, когда открывается сразу много ресторанов?
Люди звезд не очень любят…
Это откровение, Саша. Поясни.
Люди рады, когда звезды поскальзываются и ударяются. Они этому рады больше, чем хорошей программе, хорошей песне, хорошему интервью. Они это не воспринимают как: «Ух ты, она еще и это делает, а он и это еще открыл или спродюсировал». А когда ногой в бедро или в пах: «А сука, вот тебе, знай, как быть как все». Происходит это в силу тотального неравенства в стране и отсутствия среднего класса. Хотя и в Америке, где среднего класса завались, как только оступился Майкл Джексон, все сразу забыли, что он лучший, единственный и второго такого никогда не будет.
Странно, что тебя волнует эта проблема. Ты тот редкий человек, который не поскальзывался и ногами за кулисами никого не бил.
Я просто анализирую факты. У нас, может быть, зрители даже добрее ввиду своей сентиментальности. Поэтому я думаю, что обычному зрителю по барабану, какие рестораны мы открываем. Они скорее относятся к этому как к некой непонятной для них буржуазности. Понятно, что эти рестораны находятся не в категории пельменной «Бутово», они достаточно дорогие.
Это тебе интересно, или для тебя это возможность заработать деньги?
Я в 90-м году делал предвыборную кампанию мэра одного курортного французского города. Мне было все равно, что придумывать. Вышло так, что заказали предвыборную кампанию мэра. И он выиграл. Там было много артистов, я, в частности, пел в ресторане и наблюдал за его жизнью. Мы приходили туда как к себе домой, знали всех по именам. У одного артиста уже начался роман с хозяйкой, кто-то ездил встречаться с какой-то женщиной в другой город… Русские вообще молодцы. Мне показалось, что если бы у меня был свой ресторан, то я мог бы в какой-то момент все бросить и чуть ли не работать за барной стойкой. Конечно, это такая мифологема, основанная на кино. Мы воспитаны на американских фильмах: какой-то кайф, завсегдатаи, протирание столиков…
А какая у тебя основная профессия?
Производитель телепрограмм, кино, сериалов.
Ты все же продюсер, а не шоумен?
Продюсер. Хотя оставить актерство невозможно.
И не хочется?
Конечно, не хочется. Всё, что хочется вычеркнуть, делается легко: отрезаешь, и всё. Но это то остаточное явление, которое засело после прекращения карьеры скакуна и певуна на сцене. Что-то осталось, скребется, но ты совсем не можешь без этого. Иногда я пользуюсь своим прошлым шоумена как ресурсом для того же продюсирования. Если мне надо получить Одесский театр оперы и балета, к примеру, то я иду и общаюсь с теми людьми, от которых зависит этот вопрос. И все происходит быстрее, чем если бы я был просто продюсером из Москвы.
Тебя расстраивает, что в нашей стране образованные люди считают, что телевидение у нас дерьмовое?
Это не совсем так.
Вспомни перестройку. Если ты не смотрел телевизор, ты был лохом в понимании того времени. А сейчас ты лох, если смотришь телик.
В свое время смотреть аналитические программы НТВ считалось репутационным: если ты их не смотрел, то что-то пропускал. Я знаю, что у большого количества моих знакомых считается репутационным смотреть программу «Прожекторперисхилтон». Я не согласен с тем, что у нас в стране тотальное презрение к телевидению. Есть люди, которые смотрят и отличают одну программу от другой.
В чем тогда проблема? В нехватке качественного контента?
Безусловно. Я часто сталкиваюсь с неприязнью актеров театра и кино, если приглашаю их на телевидение. «Сниматься в телике — это западло, играть в сериалах — это дрянь», — говорят они.
Но сериалы — это дрянь, Саша.
Как правило, наши сериалы — это дрянь. Но если хорошие актеры не начнут приходить в сериалы с хорошим сценарием, то эта дрянь дрянью и останется. Посмотри что происходит в Америке. Многие американские сериалы лучше, чем американское кино. Сериал United States Of Tara продюсирует Стивен Спилберг совместно со сценаристом Диабло Коди. Она написала сценарий «Джуно» и получила «Оскар». До этого у шеста танцевала и грудью трясла, а потом написала сценарий и получила «Оскар». У американцев сериалы, которыми можно восхищаться, появились не так давно. Вначале мы пытались показывать чужую дрянь, потом пытались делать свою дрянь. Пытаемся сделать адаптации…
Тоже не получается.
Когда-нибудь сделаем хорошо, а потом научимся делать хорошо свое. Сейчас мы будем снимать для Первого канала российскую версию английского сериала «Жизнь на Марсе». Режиссер —Александр Котт, и я верю, что он правильно снимет эту историю. Ведь и хорошие актеры иногда снимаются в сериалах. Вон Машков как украсил «Ликвидацию».
Согласись, одно дело, когда есть Опра — очень талантливый человек, на которого работает целая команда: сценаристы, операторы, редакторы. А у нас наоборот: ты талант, вот и тяни всё на себе. У нас есть Иван Ургант. Талантливый, харизматичный. Как сделать успешный развлекательный проект? Пригласим Ваню — зачем нам какой-то сценарий.
Не совсем так. Проект «Большая разница», например, держится не на ведущих, а на пародии. Ведущие являются замечательной склейкой, но если пародии будут неинтересные, проект умрет.